Дарьян С. — Восстание Ахпатских крестьян — газ., «Коммунист», Е., 18.10.1957

Опубликовано Июн 16, 2015 в Uncategorized_ru

— Картина, которая производит на меня наибольшее впечатление, — говорит художник Э.Исабекян, — это полотно Васнецова “На Куликовом поле”. Она пленяет своим величавым спокойствием, своим реализмом, глубокой верой в непоколебимую мощь народа. Одна из героических страниц истории России раскрыта в ней с замечательной простотой и в тоже время с высоким подъёмом.
Это высказывание художник не случайно. Творчество Исабекяна характерно исканиями, в которых героическое в жизни народа занимает значительное место. В годы Великой Отечественной войны он запечатлел в ряде картин подвиги советских людей, их пламенный патриотизм, готовность жертвовать собой во имя блага народа. Такова карина “Таня”. Зоя Космодемьянская прощается перед казнью с народом. Она – во власти палачей, которые стоят тут же, рядом с нею, но зритель чувствует, что сила – на стороне этой непоколебимой и непокорённой девушки, уверенной в грядущей победе. “Таманцы, вперёд!”, “Взятие Ростова”, “Казаки – на Ростов” – эти картины рассказывают, с какой отвагой бросались в бой советские воины, чтобы прогнать ненавистного врага и очисить от захватчиков родную землю.
Изучая историю родного армянского народа и устное народное творчество, художник обращается к эпизодам, в которых воля народа, его стремление к свободе и независимости сказались особенно ярко. В картине “Давид Бек при взятии крепости Зеву” показан исход боя. Неприятель сломлен, народный герой победоносно вступает в крепость и побеждённые складывают оружие к ногам его коня.
С большой любовью и чувством реалистического написана Исабекяном картина “Давид”. Перед тем, как написать эту картину, он провёл много времени в горном селе Бжни, где сохранились остатки средневековой крепости. Давид Сасунский представлен на фоне Сасунских гор. Прототипом Давида, рассказывает художник, послужила мне бжнинская пастушка Симик. Чрезвычайно подвижная и порывистая, трогательно заботившаяся о порученном ей стаде, она напомнила мне Давида Сасунского.
Знакомство с различными вариантами сказания о Давиде из Сасуна, изучение быта и жизни армянского крестьянства дали возможность художнику изобразить Давида реалистическими чертами. Перед нами не сказочный великан, а простой крестьянский юноша в раздумье, а не в величественной позе, стоящий на скале на виду родного села. Вся его фигура дышит глубокой любовью и верой в народ, о судьбах которого размышляет прикрытый зверинной шкурой юноша.
На Всесоюзной выставке произведений искусства, посвященной 40-летию Великого Октября, Э.Исабекян участвует картиной, написанной на историческую тему:”Восстание Ахпатских крестьян в 1904 году”, и двумя картинами-пейзажами “Весна в Аштараке” и “Скалы Бюракана”.
”Восстание Ахпатских крестьян в 1904 году”, так же как картины “Давид Бек при взятии крепости Зеву” и “Юный Давид”, проникнута идеей освобождения народа от угнетателей. На фоне мрачного, скалистого ущелья перед зрителем развёртывается драматическая картина. Гневные, возбуждённые крестьяне собрались на гребне скалы. Внизу, в ущелье, полиция, казаки, в которых бросали камни восставшие против помещиков и царского самодержавия крестьяне села Ахпат.
Картина насыщена глубоким драматизмом. Запоминается фигура крестьянки, она высоко подняла огромный камень, который вот-вот полетит вниз на головы стражников и казаков. На самом краю скалы – крестьянский мальчик. Он впился взором в ущелье, где движутся войска.´Это не просто любопытный мальчик, он участник общего дела, помощник крестьян, поднявшихся на борьбу за свободу. С напряжённым вниманием следит он за событиями, хочет узнать, попадёт ли в цель сталкиваемая  со скалы глыба.

 

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *